Введение в изучение методов обеспечения качества необходимо для понимания разработки сложного и надёжного программного обеспечения. Тем не менее, современная индустрия программного обеспечения требует скорейшего вывода продукта на рынок, а методы формальной спецификации и верификации программ не вызывают особого интереса у широкой массы будущих программистов.
В данной статье автор предлагает организовать специальную дисциплину и проводить обучение тестированию, разработке через тестирование и методам формальной верификации с использованием различных методов написания спецификаций и программных средств проверки программ.
Цель настоящей дисциплины — пересмотреть отношение будущих разработчиков к качеству программного обеспечения, его спецификации и необходимости автоматической проверки.
В рамках данной статьи автор рассматривает собственную дисциплину, объединяющую по сути два курса — тестирование программного обеспечения и формальную верификацию. Предлагаемый подход к обучению в первую очередь практико-ориентирован и включает командную работу. В соответствии с действующим учебным планом дисциплина проводится в последнем семестре для студентов бакалавриата (4 курс). Материал статьи основан на пятилетнем опыте преподавания автора данной дисциплины студентам направления “Программная инженерия”. В статье приведены достаточно объемные и наглядные примеры спецификаций и программ на модельных языках.
Работа посвящена эстонскому ученому в области информатики Энну Тыугу (1935–2020). В фокусе статьи два знаковых события в его биографии – это депортация в 1941 году и интерес к компьютерам. Тема представляется актуальной, поскольку в постсоветской (как и в СССР) среде исследования жизненных путей представителей депортированных народов были малочисленны; мы мало знаем об их жизни и жизни их потомков. Мы не будем подробно останавливаться на вопросе доступа специалистов науки и техники (технократов) к политической власти и принятию управленческих решений и ограничимся интересом к их социально-профессиональной идентичности.
Работа посвящена исследованию проблем автоматизации создания онтологий научных предметных областей с применением методов автоматического анализа текстов на естественном языке. Целью работы является разработка методов автоматической генерации лексико-синтаксических шаблонов для извлечения информации и пополнения онтологий на основе анализа содержательных паттернов онтологического проектирования для научных областей знаний, разрабатываемых в рамках концепции Semantic Web. Паттерны онтологического проектирования представляют собой структурированной описание понятий верхнего уровня в терминах классов, атрибутов и отношений, а также включают вопросы оценки компетенции на естественном языке, служащие для понимания и корректной интерпретации свойств и связей понятия пользователями. В статье предложен подход к генерации лексико-синтаксических паттернов на основе вопросов оценки компетенции. Процесс генерации лексико-синтаксических паттернов включает генерацию предметного словаря, выделение сущностей онтологии и формирование структуры паттернов на основе свойств Data Property и Object Property, и генерацию семантических, грамматических и позиционных ограничений. Вопросы оценки компетенции используются для выявления грамматических и позиционных ограничений, необходимых для поиска онтологических отношений в текстах. Для эксперимента использовалась онтология «Поддержка принятия решений в слабоформализованных областях» и корпус научных текстов той же предметной области. В ходе эксперимента получены следующие результаты: степень неоднозначности сгенерированных шаблонов - 1.5, F1-мера оценки качество поиска атрибутов и отношений объектов - F1-мера составила 0,77 для атрибутов и 0,55 для отношений соответственно. Сравнение результатов, полученных для шаблонов без грамматических ограничений, и результатов, полученных для шаблонов с грамматическими ограничениями, показало, что добавление ограничений существенно улучшает качество извлечение объектов онтологии.